Большинство современных зданий проектируются уже с учетом будущего обслуживания альпинистами. Но с домами, построенными лет 20 назад и тем более раньше, дело обстоит иначе, и подобраться к месту работы бывает очень непросто. Самый яркий пример в нашей практике – ремонт диспетчерской вышки в Пулково.

Перед нами стояла задача покрасить все металлические конструкции (лестницы, перила и мостки) и заменить обшивку. Покраска прошла стандартно, без всяких хитростей. Зато с обшивкой нам пришлось поломать голову.

Во-первых, значительная часть башни – это восемь сужающихся к низу граней с отрицательным уклоном. И на этих гранях нет никаких точек крепления для веревок, зато есть опасные кромки профлиста. Чтобы попасть к месту работы мы разработали особую систему навески. На каждой грани было 18 веревок: притягивающие и направляющие перила, основные, страховочные, грузовые и вспомогательные. Достаточно громоздкая на первый взгляд система на самом деле позволяла двум альпинистам очень быстро и безопасно перемещаться по всей грани, спускать старые листы и принимать новые.

Во-вторых, башня обшита алюминиевым профлистом, который уже много лет, как сняли с производства. Один только поиск завода, готового выполнить такой заказ, уже сделал бы объект уникальным. Но нам пришлось решать и еще одну специфическую проблему с металлом: листы начали покрываться пятнами окислов, по-видимому из-за паров авиационного топлива. Пришлось подбирать специальный моющий состав, который бы удалял эти окислы и не давал образоваться новым.

Во-третьих, строители вышки не заботились о том, чтобы ее стороны были в точности одинаковыми. В итоге все восемь граней имеют чуть разные размеры, чуть по-разному расположены окна. И если на стволе башни это не изменило порядок работы, то на расширяющихся гранях нам пришлось потрудиться. Для каждой стороны нам нужно было заново проводить все замеры. В общей сложности мы выкроили около 160 различных деталей.

Итак, лестницы покрашены, начинаем менять профлист. Сначал снимаем и плавно опускам старый. На фотографиях незаметно, но иногда лист можно было руками порвать, в буквальном смысле.

Затем монтируем новый. Меняем не только профлист, но и систему крепления – ставим анкера.

Выбор грани, на которой можно работать, определяли каждое утро – в зависимости от ветра.

Закончили со стволом – перешли к самой сложной части. Хорошо видно, сколько веревок требуется для работы. Чтобы не путаться в этой паутине мы заранее продумывали расположение и даже цвет каждой веревки. В итоге работали четко – подсобники на земле отдыхать не успевали: принимали старые листы, нарезали и подавали новые без перерыва.

Работа закончена: было/стало. На первый взгляд отличия небольшие, но теперь обшивка прослужит еще многие десятилетия, а старая уже была попросту опасна.

Отремонтировали всю вышку от земли до самых радаров: было/стало.